Руны и 9 миров
В скандинавской мифологии начало творению полагают две первозданные силы — огонь и холод. Взаимодействие этих сил влечёт за собой рождение всех девяти миров. Интерпретация рунического расклада — это выражение врождённых интуитивных способностей гадателя. Гадатель должен развивать в себе эти способности и глубоко изучать руны и девять миров. Научиться правильно «ощущать» сочетания рун и девяти миров можно только на опыте.
Сотворение мира|Скандинавская мифология
Девять миров и три уровня сознания
Сверхсознание
1. Асгард. Индивидуальность. Наивысший план. Высшее Я. Духовность
2. Альвхейм. Мышление (воздух). Растения, светлые альвы, духи деревьев и птицы находятся под властью Фрейра — владыки ванов.
3. Ванахейм. Чувство (вода)
Сознание
4. Муспелльсхейм. Интуиция (огонь, творческое начало)
5. Мидгард. Личность. Эго-сознание, или низшее «я»
6. Нифльхель. Глубочайший слойтени, таящейся в бессознательном. «Нифльхель» или «Нифльхейм» буквально означает «мир туманов». Туман — неосязаемое и коварное промежуточное состояние, среднее между водой и воздухом. Здесь оседает всё то, что было отвергнуто сознанием. Здесь коренятся причины всех конфликтов.
Бессознательное
7. Свартальвхейм. Ощущение (земля). Тёмные альвы — кузнецы, подобно Вёлунду. Они работают с минералами, извлекая из земли грубые материалы и превращая их в благородные.
8. Ётунхейм. Разрушительная, грубая мужская сила бессознательного; разрушительные мужские побуждения; хаотичная сторона «я».
9. Хель. Разрушительная сторона женского начала, тайная четвёртая ипостась луны; мать в роли пожирательницы; полуживая-полумёртвая дочь Локи, наполовину чёрная, наполовину белая.
Девять миров
В этом разделе рассмотрим девять миров и руны, открывающие к ним доступ. Каждый из девяти миров связан со своим Стражем Порога. С каждым из миров соотносится также одна из девяти необратимых рун, не меняющих своей формы при повороте вдоль вертикальной оси. Вёльва в своём «Прорицании» утверждает: «Помню девять миров и девять корней», а Один в «Речах Высокого» говорит: «Девять песен [силы] узнал я от сына Бёльторна, Бестли отца». Всё это свидетельствует о том, что северные предки располагали тщательно продуманной системой соответствий между мирами и рунами.
Руны и миры со своими владыками или стражами
2. АЛЬФХЕЙМ — Фрейр
4. МИДГАРД — Тор
5. МУСПЕЛЛЬХЕЙМ — Сурт
7. СВАРТАЛЬВХЕЙМ. Модсогнир
8. ЙОТУНХЕЙМ. Трюм
Эти три мира — высшие области Иггдрасиля, и попасть в них можно лишь средствами астрального путешествия. Со своей стороны, три нижних мира доступны лишь средствами шаманского путешествия. Три высших мира — небесные, три нижних мира — подземные.
Начнём с Асгарда — обиталища асов. После войны между асами и ванами здесь поселилось также несколько ванов, которых сородичи отдали асам в заложники. Правит Асгардом Один. Из рун ему соответствует Гебо, поскольку к сфере её значений относится обмен заложниками и так как доступ в Асгард обычно открывается только жертвой. Страж этого мира, к которому следует взывать и обращаться с просьбой о допуске, — Хеймдалль в своей функции стража порога.
Ванахейм — жилище ванов, и с просьбой о доступе в этот мир следует взывать к Фрейру. Ванахейм — ласковый, прекрасный мир, так как ваны — это божества мира и изобилия. Ключом к миру Ванахейм служит руна Ингуз в её функции астральных врат.
Фрейру принадлежит и Альвхейм — обиталище светлых альвов, природный мир плодородия, растений и животных. Страж Альвхейма — альв по имени Деллинг — ассоциируется с восходом солнца, так что из рун ключом к этому миру служит Совуло.
Мидгард — это Земля, место обитания человечества. Страж и защитник Мидгарда — Тор, друг земледельцев и тружеников. Из рун с этим миром лучше всего соотносится Йера, так как её стихия — земля. Кроме того, Мидгард — единственный мир, подверженный времени, а время — ещё один из атрибутов Йеры. Поскольку мы живём на Земле, может возникнуть вопрос, зачем мы включили Мидгард в число возможных целей магического путешествия. Причина в том, что Мидгард — это область взаимодействия всех прочих миров, а также место, откуда начинаются все астральные и шаманские путешествия.
По обе стороны от Мидгарда расположены ещё два мира: Муспелльсхейм (мир созидательного и разрушительного огня) и Нифльхейм (мир созидательного и разрушительного холода). Муспелльсхеймом правит Сурт, которому предстоит уничтожить мироздание в день Рагнарёк. Искать доступа в этот мир не рекомендуется. Так как это — один из миров, связанных с огненным творением и огненной гибелью, с ним ассоциируется руна Дагаз.
Нифльхейм — царство, диаметрально противоположное Муспелльсхейму. Им правит дракон Нидхёгг. Этот мир тоже сочетает в себе функции творения и разрушения. Именно из Нифльхейма отчалит на последнюю битву Нагльфар, корабль мертвецов, у кормила которого встанет Локи. Этому миру соответствует Наутиз — руна ограничения, удерживающая обитателей Нифльхейма в отведённых им границах вплоть до назначенного часа. К тому же Наутиз — это оковы, которыми связан Локи.
Последние три из девяти миров — миры подземные. Свартальвхейм, название которого буквально переводится как «мир тёмных альвов», населён карликами — тёмными альвами, существами иной природы, нежели альвы светлые. Карлики — искусные мастера, но к асам и людям они относятся не очень дружелюбно. Заключить с ними сделку удаётся лишь путём долгих уговоров и угроз. Они жадны и коварны; в их владении находятся все сокровища земных недр — минералы и драгоценные камни. Правитель их — Модсогнир, а руна, связанная с этим миром, — Эйваз (правда, надо признать, что эту руну я соотнесла со Свартальвхеймом чисто интуитивно; в оправдание своего выбора могу сказать лишь, что связь остальных необратимых рун с соответствующими мирами неоспорима).
Миром Хель правит дочь Локи — богиня Хель. В этом мире можно обрести знания, доступные мёртвым. Отсюда Один вызвал дух мёртвой вёльвы. Но Хель всегда требует плату с тех, кто хочет войти в её царство! Руна, служащая ключом к миру Хель, — Хагалаз.
Девятый, последний мир — Ётунхейм — также враждебен человеку. Он населён великанами, олицетворяющими силы хаоса. Повелитель великанов — жестокосердный Трюм, заклятый враг Тора. Поскольку преобладающая стихия Ётунхейма — лёд, то с этим миром связана руна Иса.
Четыре стороны света
В большинстве магических традиций фигурируют стражи четырёх сторон света. Как правило, стражи эти не принадлежат к числу богов, а выступают представителями стихий. В традиции западных мистерий эту роль играют архангелы, а в системе Викки их именуют «Могучими» или «Владыками Сторожевых Башен». В скандинавской мифологии тоже обнаруживаются четыре представителя стихий со схожими функциями.
В футарке всего четыре руны, не являющиеся ни обратимыми, ни поворотными. Это Дагаз, Гебо, Ингуз и Иса. Каждая из них связана с одной из сторон света; заимствуя астрологический термин, можно назвать их «фиксированными рунами».
Иса ассоциируется со стихией льда, с несколькими богинями и с одной из норн. Таким образом, её следует соотнести с севером.
Ингуз связана со стихией земли, плодородием и близнецами-ванами — Фрейром и Фрейей. Следовательно, она представляет запад.
Дагаз связана с огнём, но также и с воздухом, а название её означает «день», поэтому мы вправе соотнести её с востоком. Впрочем, можно считать руной воздуха и Гебо, трактуя её как дар богов и, в первую очередь, Одина; так что с равным успехом на востоке можно поместить и Гебо.
В традиционной магии восток считается символом света и интеллекта; и то, и другое — атрибуты Одина. Тогда Дагаз оказывается руной юга, что тоже не лишено смысла: она связана со стихией огня, который можно истолковать и как жар полуденного солнца. В магических целях резоннее помещать Гебо на востоке, а Дагаз — на юге, хотя на самом деле выбор здесь зависит только от личных предпочтений.
Каждой из сторон света соответствует своё оружие: копьё Одина — северу, меч Тюра — востоку, молот Тора — югу, а топор Ньёрда — западу. Образы оружия в этом качестве применимы в магическом круге общего характера.